
Проявление агрессии и грубости в поведении ребенка – симптом его внутреннего неблагополучия, при проявлении которого требуется срочное вмешательство со стороны.
Второй вариант выражения жестокости – массовое объединение, это уже более глубокий феномен современного общества. Вид агрессии, при котором группа детей от 9 до 18 лет проявляет безжалостность к «особенным» сверстникам. Это уже говорит об отсутствии воспитания в семье, низком уровне гуманности и милосердия. Если вы узнали, что ваш ребенок один из участников группы «травли», то стоит незамедлительно провести беседу и наполнить его жизнь новыми эмоциями, благодаря которым на подобные глупости не будет оставаться времени.
Массовая травля – жестокое выражение агрессии детей. Считаю важным не только провести беседу с обидчиком, но и с обиженным. Моральную поддержку оказывают многие благотворительные фонды, чтобы дети с особенностями развития чувствовали себя защищенным в современном мире. Например, благотворительный фонд «Важные люди» постоянно занимается системной просветительской деятельностью по инклюзии особенных детей в обществе, привлекает их к участию в мероприятиях.
Почему дети становятся жестокими?
Неблагоприятный эмоциональный климат в семье
Если родители постоянно кричат друг на друга и не проявляют должного уважения, то ребенок перенимает эти формы поведения. Также агрессия может быть спровоцирована некоторыми «тактиками» взрослых, которые они применяют в общении с детьми. В качестве примера можно рассмотреть случай, когда мама настаивает на том, чтобы ребенок надел шапку, а папа не видит в этом необходимости. Результат – спор между родителями. Противоположность требований родителей может привести к тому, что их ребенок начнет проявлять агрессию.
Непоследовательность в формировании нравственных установок и ориентиров
Взрослые учат детей быть честными, справедливыми, при этом сами могут не проявлять этих качеств в жизни. Ребенок чувствует себя обманутым родителями, что приводит к проявлению злобы и агрессии.
Безразличие или враждебность родителей, чрезмерный контроль или его отсутствие, дефицит или слишком много внимания, неуважение к личности ребенка могут стать основой для проявления агрессии со стороны ребенка, которая находит свое выражение в различных формах жестокости.
Когда требуется вмешательство родителей?
Родителям сложно сформировать представление о той проблеме, которая стала для них актуальной. Вопрос в том, кто такой «проблемный ребенок»? Ребенок из детского сада, который очень остро реагирует, если ему отказывают родители? Второклассник, который на перерывах устраивает драки? Подросток, который в любом удобном случае начинает применять физическую силу?
В некоторых случаях деструктивное поведение ребенка – это симптом, которые скрывает реальные причины, обусловившие такое поведение.
Если ребенок начинает испытывать удовлетворение от того, что наносит вред другим людям, то это требует срочного вмешательства со стороны. Проблемные дети – это те дети, которые проявляют агрессию на постоянной основе, при этом она может перетекать в жестокость. Это их основной паттерн поведения, они успешно реализуют его в жизни.
Если же ребенок принимает участие в конфликтах не на регулярной основе и при этом принимает во внимание мнение старших, готов прислушаться к их объяснениям и запретам – то это нормальное поведение.
Как этого избежать
1,5–3 ГОДА
- Почему проявляется агрессия: процесс самоидентификации ребенка, конфликт актуальных для ребенка потребностей и желаний с мнением родителей.
- Как проявляется: крик, удары ногами, щипки, укусы, царапанье, поломка игрушек.
Что предпринять: предоставить возможность для выплескивания негативных эмоций, призывать ребенка к порядку без повышения тона в доброжелательной форме, больше взаимодействовать с ребенком.
Что не допускается: высмеивание негативных эмоций ребенка, проявление агрессии в ответ.
3–6 ЛЕТ
- Почему проявляется агрессия: переизбыток энергии, потребность в изучении мира и общении, ревность к матери.
- Как выражается: нецензурная брань, плач, капризы.
Что предпринять: налаживать диалог с ребенком, избегая моралей и нотаций, помогать ему формировать чувство юмора и положительное восприятие событий.
Что не допускается: реакция на провокацию, использование бранных слова в речи в присутствии ребенка.
7–12 ЛЕТ
- Почему проявляется агрессия: возрастные особенности.
- Как выражается: конфликты со сверстниками в разных формах.
Что предпринять: помочь ребенку сменить фокус, направить энергию на продуктивную и созидательную деятельность, учить его выражать эмоции в словесной форме, формировать приверженность социально одобряемым нормам, ограничивать доступ к телевизору и компьютеру.
Что не допускается: порицание ребенка, если ему не удалось одержать победу в драке. Открытый доступ к просмотру телепередач с элементами жестокости и насилия.